Герб Одоева Тульской области (1777 г.)

ФАУСТОВА Э.Н.
СИМВОЛИКА ДЕРЕВЯННОЙ РЕЗЬБЫ В НАЛИЧНИКАХ ОДОЕВА

Небольшой старинный городок Одоев Тульской губернии имеет долгую историю. Об Одоеве упоминается в летописях под 1380 год в связи с Куликовской битвой, поскольку Одоевская дружина участвовала в этой историческом событии и сыграла в нём важную роль. Много веков город строился, развивался, процветал.

Однако, к сожалению, к сегодняшнему дню мало что сохранилось из прежних времён. Отзвуком красоты ушедшей эпохи, а также процветания бывшей вотчины князей Одоевских и Воротынских являются сохранившиеся до сегодняшнего дня элементы декора старинных зданий – как каменных, так и деревянных.

На сегодняшний день здесь осталось совсем немного исторически и художественно ценных фрагментов в украшении деревянных домов, причём в основном в очень запущенном состоянии. Как правило, такого рода наследие обнаруживается преимущественно в резных карнизах и в традиционном убранстве окон – в наличниках.

В России – как в сельской местности, так и в городах – люди традиционно оформляли окна своих жилищ сложной деревянной резьбой, которая являлась не только художественным украшением, но также с её помощью передавался глубокий символический смысл. Создавая порой истинные художественные шедевры, мастера использовали различные технические приёмы – как выемчатую, глубинную резьбу по цельной доске, так и пропильную, сквозную резьбу, выполнявшуюся специальной пилой. Применялась также и рифлёная резьба, которой обычно делались орнаментальные украшения. Часто в оформлении одного наличника мастера использовали различные техники, что придавало обрамлению окна и сопровождающим его причелинам особую эстетическую ценность.

В настоящее время большинство старых деревянных домов в Одоеве находятся в аварийном состоянии – многие из них долгие годы не ремонтировались, а многие уже брошены бывшими владельцами, стоят полуразрушенные, часто тронутые огнём.

И всё-таки в городе пока ещё можно встретить образцы прекрасного украшения окон в старинных домах, сохраняющих сакраментальный смысл древних символов. Традиционная русская резьба, которой окружали оконные проёмы, вплоть до первой трети ХХ века, являлась не только и даже не столько украшением, сколько продуманной системой охранительных символов, своеобразных оберегов открытых входов в дом. Несмотря на то, что в России со временем широко распространялось христианство, архаические языческие представления людей о мироздании [1] веками сохранялись в украшении жилищ, мебели, предметов обихода, вышивке, гончарных и даже металлических изделиях. И хотя в более поздние времена зачастую многие элементы воспроизводились просто по традиции, без глубокого осознания их значимости для бытия дома, всё-таки в них оставалось то символическое содержание, которое вкладывали в них наши предки.

Особенно многозначным было украшение фасадов изб, в особенности окантовки окон, поскольку застеклённая часть казалась уязвимой, доступной для злых духов. В основу всей символики деревянной резьбы в древние времена были положены самые главные языческие божества наших предков – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. А поскольку, согласно славянской мифологии, Дажьбог – сын Сварога, в украшении окон символы неба, как правило, помещаются над солнцем, как бы накрывают его сверху.

С древних времён наиболее искусно украшалась верхняя часть окна – так называемое навершие или кокошник. Конечно, большое значение имела «крыша» навершия, однако центральным знаком в верхней части обрамления обычно бывало Солнце. И потому в резных наличниках, в середине навершия прежде всего привлекает внимание присутствие разнообразных солярных знаков, которые воспринимались людьми как оберегающие дом символы.

Солярный знак представляет собой стилизованное символическое воплощение солнца – самого почитаемого языческого божества. Обычно изображение светила, как и его условного знака, считалось защитой от тьмы, от ночной нечисти. Так, в полуразрушенном бревенчатом доме по улице Виноградова, №5 в навершии (подкарнизной доске) наличников окон в центре присутствуют выдолбленные глубоким рельефом полусолнца, символизирующие солнце в зените. Они накладные, поскольку выполнены на отдельных досках и затем прикреплены к строению. По боковинам окна и справа, и слева закреплены также накладные вырубленные из дерева выпуклые ромбы, которые символизируют восходящее, утреннее (с одной стороны окна) и закатное, вечернее солнце (с другой).

Центральный образ по-настоящему лучезарный – в середине навершия небольшой полудиск, и от него во все стороны отходят 24 сначала расширяющихся, а к концу заострённых луча, вырезанных в форме стрелок. Они воспринимались жителями как выражение мощной силы, энергии и сияния, несущего тепло, и ассоциировались ими как надёжный оберег против тёмных, злых сил и всякой нечисти. Иногда такое изображение светила связывалось с представлением о летнем солнцестоянии.













1. Ул. Виноградова, №5. Солярный знак.













2. Ул. Виноградова, №5. Современный вид с улицы Гвардейской.

Восприятие этого знака человеком определяется интенсивностью освещённости. При ярком солнце тени в заглублённых бороздках между лучами подчёркивают свечение выпуклых радиусов-лучей, и этим эффектом создаётся особая выразительность как бы светящегося своим светом образа. В сумеречном, вечернем освещении смягчаются грани, и оттого образ воспринимается целостно – светлым лучистым полукругом выделяется на общем более тёмном фоне.

Кроме того, не очень хорошо, но всё-таки в целом сохранился половинный солярный знак в наличнике дома по ул. Селивёрстова, №15, выдолбленный в цельной доске способом глухой резьбы. Это также полукруг, из которого расходятся линии двенадцати лучей. Простое, срубленное из досок с чёткими годовыми кольцами окно, как бы осеняется единственным украшением – ярким лучистым солнцем. Оно большого размера и венчает пространство в центре над оконным проёмом. Но в отличие от солярного знака на улице Виноградова здесь есть внешний полукруг, как бы ограничивающий распространение лучей и сберегающий свет и тепло для этого окна. Такое же ограничение мы видим и на слабо сохранившемся (более старом) выдолбленном глухой резьбой солярном знаке на доме по Первомайской улице.














3. Ул. Селивёрстова, 15.














4. Ул. Первомайская.

В Одоеве также встречаются довольно старые солярные знаки, выполненные в другой технике. Так, например, в доме №17 по улице Селивёрстова солнце располагается в чердачной части над карнизом – над всеми тремя окнами. Оно сделано из отдельных дощечек-лучей, которые выложены вокруг солнечного полудиска. Сами лучи довольно широкие и чередуются по своей длине, при этом самые длинные образуют своеобразную корону в центре. Такие мощные лучи, несомненно, означали надёжную охрану дома. Это жилище построено, скорее всего, в конце ХIХ века (если не ранее), и хотя само оно не совсем традиционно, расположение солярного знака наверху и в центре отвечает общепринятому правилу. Кроме того, следует отметить, что в данном случае это не условный знак, а фактически воспроизведение реального образа солнца со всеми его атрибутами (диск, равно распространяющиеся в стороны лучи).













5. Улица Селивёрстова, №17.

С древних времён образ солнца служил главным стражем, осознавался людьми как защита дома от злых сил. Казалось бы, солнце освещает и греет, и уже этого смысла должно было быть достаточно для того, чтобы помещать его над окном. Особое значение солнца как оберега идёт от язычества, от мифологических представлений, когда люди поклонялись Солнцу-Дажьбогу как высшему божеству, соединявшему в себе многообразные значения. Этот бог даёт, дарит свет, тепло, символизирует жизненную силу. В резных солярных знаках в сознании людей соединялись физические свойства и мистические значения главного светила.

Кроме того, солярные знаки, по утверждению Б.А. Рыбакова, имели не только функциональное, защитное назначение, но также отражали целостное мировоззрение человека того времени, его представления о мироздании. В космологической системе человека того времени центром было солнце, которое олицетворяло высшую силу, вызывало у людей суеверный трепет перед его дарующими жизнь свойствами – светом и теплом, от которых зависел урожай. Однако не только полезные для человека и мистические смыслы, которые привносились в образ солнца, оценивались людьми. Их также восхищала красота небесного светила, и эстетический аспект отразился в гармоничности солярного знака, – в частности, и в сохранившихся на одоевских домах.

Следует отметить, что в оформлении большинства сохранившихся наличников в Одоеве присутствует условный знак солнца, а не воспроизводящий реальное светило. Чаще всего это ромбы различной конфигурации. В некоторых случаях стремление к художественному орнаментальному оформлению, к красоте приводит к выразительной декоративности солнечного образа. Это особенно ярко выражено в богато украшенном доме №80 по улице К. Маркса, который в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии.





6. Ул. К. Маркса, № 80. Декоративно украшенный символ солнца.

В самом наличнике размещается сложный знак солнца: завитки вокруг центрального круга несут не столько декоративную функцию, сколько обозначают непрерывное движение Солнца по небу. И это уже условные изображения. Подобного рода резьба, хотя и менее вычурная, помещена также на доме №9 по улице Октябрьской. Солярный знак, возвышающийся в центре навершия, также изображён с завитками – как вечно движущийся диск, неусыпно охраняющий покой дома.









7. Ул. Октябрьская, №9. Условный солярный знак.

В основном с древних времён условным обозначением солнца являлось изображение ромба. В наличниках Одоева довольно часто встречаются простые ромбы разного размера, как, например, на окнах относительно нового дома №43 по Гвардейской улице.























8. Ул. Гвардейская, 43. Ромбы как условные символы солнца.

При этом вытянутые ромбы также традиционно размещаются и справа, и слева по боковинам как символы восходящего и закатного солнца. Тот факт, что они расположены как бы по кругу, а не только в верхней части наличника и в боковинах, но также и в нижней части, означает, что они круглосуточно со всех сторон оберегают доступ в дом. Следует отметить, что удлинённый ромб, расположенный снизу, именно на этом месте прежде ассоциировался также и с символикой земли.

На некоторых домах изображение реального солнца в виде круга и условного знака ромба сочетаются и образуют солярный знак, несущий одновременно символический смысл триединого образа восходящего, стоящего в зените и заходящего солнца. Это можно видеть, например, на доме № 40 по улице К. Маркса, где в центре расположен относительно крупный по размеру ажурный ромб, составленный из цветка и направленных в разные стороны ростков, а по всем четырём углам небольшие круги в виде стилизованных розеток с 12-ю лучами. Здесь эти знаки стандартно выражают движение солнца по небосводу. Следует отметить, что такого рода розетки также иногда воспринимались как громовые знаки.

По боковинам расположены также довольно условный растительные знаки – цветок с листьями, направленными вверх и вниз. И хотя они помещались, скорее всего, чтобы просто украсить окно, в старые времена такой рисунок символизировал росток. Как ни фантастично это выглядит, такой росток восходит к архетипу Мирового древа, который выражал в представлении славян соединение трёх миров: мир мертвых (Навь), горний мир (Правь) и Явь (земной мир людей). Во взаимосвязи этих миров воплощалось движение времени – от прошлого, к настоящему и далее к будущему.

Известно, что впоследствии всем этим элементам украшения уже не придавалось такого значения, какое в них вкладывали предки, однако мастера по традиции помещали солярные знаки на положенных местах наличников окон. Возможно, просто изображение светила воспринималось как красивая декоративная деталь. Хотя следует отметить, что на этом доме все украшения примитивны и выполнены далеко не художественно.














9. Ул. К. Маркса, №40, общий вид.





















10. Окно дома по К. Маркса, №40.

С древности символом солнца являлось также изображение креста, вписанного в круг. В резьбе это чаще всего крест с равными по размеру концами. Такое изображение не имело отношения к христианству, поскольку по времени предшествовало крещению Руси. «…Крест в круге... применялся для указания на вселенское значение креста как микровселенского символа, отображающего космологически сферу небесную». Крест как бы расширял значимость солярного знака, распространял его на всё небесное пространство.
В Одоеве крест в круге украшает дом по ул. К. Маркса, №80, а также дом №9 по Октябрьской улице. В первом случае это изображение десятилепесткового диска со вписанным крестом, который расположен под углом к горизонту, и такое положение символизировало земной огонь. На Октябрьской улице крест вписан вертикально стоящим, опирающимся на землю. Это соответствовало многозначно читаемой символике. Во-первых, такое положение могло указывать на четыре стороны света, во-вторых, на четыре положения солнца в течение года – два солнцестояния и два равноденствия, а также на четыре времени суток. Это соответствует языческим представлениям солнцепоклонничества и не имеют отношения к христианским символам. Сами розетки на обоих фасадах повторяются многократно, и от этого они также приобретают орнаментальное значение.







11. Ул. К. Маркса, №80. Солярные розетки с «косыми» крестами.






12. Ул. Октябрьская, №9. Солярные розетки с вертикально стоящими крестами.

Отверстия в лепестках диска вокруг креста символизируют звёзды. В целом такой знак как бы воплощает небесную сферу. Человек вписывал себя во вселенную, ощущал себя частицей мирового пространства. И привлекая эти образы в обрамление своеобразных «глаз» дома, надеялся на их волшебную силу.

Кроме того, в Одоеве также можно увидеть на наличниках и другие символические знаки. Здесь можно видеть образы коней, которые оставались многозначными, – с их помощью выражались различные символические смыслы. В народном представлении солнце по небосводу везёт золотой конь, запряжённый в золотую колесницу, и потому образы коней непосредственно связывались с солнцем.

«В представлениях славян конь – это символ света, грома, молнии, ветра, воды… Я прихожу к выводу, что конь или кони в целом ряде славянских сюжетов является интегральным солярным/грозо¬вым знаком… Существование пары коней бога-громовержца в мифических сценах как раз подчеркивает неразрывную связь старого и нового, смерти и возрождения, непрерывную цикличность явлений в природе, в соответствии с архаичными верованиями [2]» . Чаще всего это солярные кони, которые сопровождают, а вернее, влекут за собой светило. Они обычно находятся с двух сторон от солнца и, как правило, устремлены в разные стороны и символизируют движение из прошлого в будущее.

Образы резных коней носили название «охлупень». Выразительные кони присутствуют в навершии наличника того же дома №17 по улице Ленина, а также на наличнике дома по адресу улица 50-летия Октября, №3.















13. Ул. Ленина, №17. Кони (Охлупень).














14. Улица 50-летия Октября, №3. Кони.

Эти образы фактически усиливают динамику солнечного знака: быстрые кони символизируют неостановимое дневное движение солнца по небосводу. Ночное движение обычно выражалось образами птиц, но ничего подобного в Одоеве не обнаруживается. Здесь также помещено изображение коня на кронштейне под карнизом.

Поскольку в целом рисунки на этих наличниках аналогичны, можно предположить, что они могли быть сделаны в одно время, возможно одним мастером и по одному лекалу, но также вполне можно допустить, что один из них был образцом для другого.

Постепенно в резьбе утрачиваются прежние закодированные смыслы, и образы как бы «размываются». Примером такого явления может служить наличник в доме №9 по улице 50 лет Октября. Здесь фактически простое подражание старым образцам, когда уже не осознаётся внутренний смысл отдельных элементов, приводит к вульгаризации украшения.






















Ул. 50-лет Октября, 9. Образец упрощённого подражания.

Однако в этом наличнике, несмотря на упрощение рисунка, всё-таки просматривается в навершии подобие бывших коней, а по боковинам – символы солнца и небесных хлябей. При этом также утрачивается художественность резьбы, появляется «ярмарочная» раскраска. Можно сказать, что это лишь искажённые отзвуки подлинной символической резьбы старых мастеров, вкладывавших в каждую деталь глубокий смысл и эстетическое чувство.

Большое значение в резном украшении наличников имели громовые знаки, которые, как правило, сопровождали образы солнца. Традиционный громовый знак – это шести- или реже восьмиугольная звезда, в большинстве случаев вписанная в круг. В давние времена этот символ называли Перуновым или Громовым знаком, и чаще всего он помещался на причелинах, декоративных досках и иногда в наличниках окон деревянных изб в качестве оберега от гнева Громовержца. По другой версии – это символ, оберегавший жилище от попадания в него молнии, т.е. он служил своеобразным магическим громоотводом. Кроме того, «громовой знак – знак мужества, воинской доблести. Был магическим знаком русской дружины. Этот знак можно встретить на шлемах, пластинах доспехов. Знак этот также вышивают на мужской рубахе [3]» . Такую шестиконечную розетку, помещённую в круг, называют ещё «колесом Юпитера», что сближает этот образ с античным богом Юпитером-Громовержцем. Кроме того, иногда этот знак означал смену дня и ночи.

В Одоеве громовые символы встречаются нечасто, и их чаще помещали не в сам наличник, а в общем традиционно – на причелине. Восьмилучевая розетка помещена на декоративной доске между окнами дома по Октябрьской улице №70, над ней изображено звёздное небо с отверстиями звёзд, а под ней по традиции – «хляби небесные», огибающие землю. Также ярко выделяется такое недавно поновлённое белой краской колесо с шестью спицами в середине узора причелины в доме №15 по улице К. Маркса.













15. Ул. Октябрьская, 70.



















16. Ул. К. Маркса, №15.

Нижняя доска наличника (так называемая подоконная) чаще всего несла смысл земли, плодородного поля, что чётко выражено ромбом особой удлиненной формы в наличнике дома по адресу Виноградова №27. В этом наличнике символическое содержание выражено весьма лаконично – в основном ромбами, значение каждого из которых связано с его положением и особенностью формы.















17. Ул. Виноградова, 27. Символика ромбов.

Здесь простая крыша – верхняя доска весьма условно означает небесную твердь, под ней волнистая горизонтальная линия – запасы небесных вод, верхний ромб – солнце в зените, боковые ромбы – солнце на восходе и закате, а нижний ромб – земля. Следует заметить, что боковые ромбы обрамлены струйками воды. В таком, на первый взгляд, простом украшении всё-таки отражена главная суть традиционной оберегающей символики оконного проёма.

Следует также сказать, что в декоре наличников в Одоеве можно обнаружить круги, покрытые небольшими круглыми отверстиями. Как правило, они обозначают зёрна, особенно когда они расположены ниже тверди небесной, солярных знаков и небесных вод. Сам круг в таком случае являлся символом засеянной земли, означавшим в представлении человека плодородное поле.

Такие знаки можно видеть вдоль всей длины карниза в том же доме №17 по улице Ленина, которое прекрасно в своём искусном узорочье. Здесь карниз изливает небесную влагу с помощью образов женских грудей, орошающих землю. Под карнизом чередуются шестиконечные звёзды, обозначающие громовые знаки, и круги со сквозными отверстиями, несущими смысл земли, засеянной зернами. Снизу этот ряд подчёркивается двумя рядами круглых отверстий, подведённых волнистыми линиями, – неисчерпаемыми запасами необходимой для урожая влаги.





18. Ул. Ленина, №17, фрагмент карниза и подкарнизной доски










При внимательном рассмотрении звёзд можно заметить, что лучи повёрнуты в них как бы в вихревом движении – это свидетельствует о стремлении передать подвижность всей жизни небесного свода. Отметим, что кронштейны в этом доме сделаны в форме солярных коней.

В наличниках Одоева также обнаруживаются традиционные доски-«полотенца», размещённые по боковым сторонам окон. Иногда в их декоре повторяются ромбы-солнца, иногда их украшение ассоциируется с небесными водами – «хлябями». Небо в славянских поверьях было двухслойным: оно состояло из верхнего неба – «тверди» и нижнего слоя – «хлябей небесных». В Большом Энциклопедическом словаре слово «хляби» объясняется как «бездна, водная глубина», что в космологическом сознании человека того времени означало, что небеса – источник, дарующий и свет, и спасительную влагу.

Примером таких полотенец может служить уже довольно упрощённые наличники домов поздней постройки по Гвардейской улице, №16 и №29. Здесь небо условно обозначено традиционной «крышей», обозначающей «твердь», а боковины скромно украшены полотенцами с мелкими шариками – символическими капельками дождя.













19. Ул. Гвардейская, №16. 20. Ул. Гвардейская, №29.

Приблизительно то же самое можно увидеть и в доме №29 по той же Гвардейской улице. Здесь небесные хляби как бы прорываются сквозь небесную твердь и светлыми струями стекают вниз. К сожалению, немыслимые краски затрудняют восприятие скрытых смыслов украшения наличников и делают несколько вульгарным общий вид окна.

Отметим, что «крыши» наличников в Одоеве весьма разнообразны. Здесь обращают на себя внимание изысканно украшенные орнаментальной резьбой по уже известным адресам – К. Маркса, №80, Октябрьская, №9, где каждая деталь художественно выполнена и имеет осмысленное символическое значение.

В Одоеве можно увидеть такое оформление крыши наличника, которое воспринимается как простой орнамент, и в целом кажется, что украшение дома не несёт особого символического смысла. Такое явление отмечается в старом доме на улице Победы, № 20, где замечательный солярный знак в виде многолучевой розетки вынесен на причелину. Крыша самого наличника украшена ритмически повторяющимися знаками, которые могут трактоваться весьма широко. Круглые отверстия в верхнем ряде орнамента навершия могут означать капли дождя.









21. Ул. Победы, 20. Солярный знак на причелине, навершие наличника.

Ниже, как бы вторым рядом крыша наличника украшена полукружьями, символизирующими женские груди, связанными с образами небесных богинь рожаниц, которые проливали влагу на поля. По всему периметру окна изображены многочисленные капли дождя и волнистыми линиями, и крупными отверстиями.









22. Ул. Пролетарская, 71. Крыша навершия.

Здесь двускатная крыша образует своеобразный фронтон, который традиционно обозначает небесную твердь и преломляется с двух сторон от знака солнца. Изнутри она обрамлена полукружьями, которые также изображают женские груди, несущие влагу. Под солярным знаком расположены три полосы разного вида горизонтальных волнистых линий, символизирующих неистощимость небесных вод. С боков по традиции помещены полотенца, также источающие потоки воды, обеспечивающие плодородие земли.

Встречаются также трудно расшифровываемые наличники с выразительными крышами, с некоторой претензией на художественную значимость, как например, в наличнике дома №6 по улице Ленина. Здесь «небесная твердь» крыши как бы раздвигается, чтобы пропустить небесный свет и небесную влагу. Здесь также на полотенцах по бокам чётко вырезаны «хляби небесные», тремя струями стекающие вниз, к земле. Однако резьба в середине навершия в виде нечётко определяемого растительного орнамента предположительно может ассоциироваться с идеей плодородия земли. Стоит сказать, что растительный элемент в ряде случаев ассоциируется с мировым древом.









23. Ул. Ленина, 6. Крыша наличника.

В некоторых наличниках в «крышу» вкладывается основное значение, она как бы являет единый мощный оберег, символизируя своеобразное «прикрытие» дома от всех возможных напастей. Это можно отчётливо видеть в простом, но вполне осмысленном украшении наличника дома №52 по Советской улице. Здесь тонко орнаментированная крыша наличника – в качестве простого навершия – кажется отделанной кружевом, однако она символизирует небесный свод, содержащий капли влаги, а белые «набалдашники» с двух сторон – это фактически преображённые знаки солнца.










24. Ул. Советская, 52. Крыша навершия.

Здесь также аккуратно выполнены полотенца и хляби небесные, выраженные не только капельками, но и тремя полосками, как было принято по традиции, – т.е. фактически присутствует весь основной комплекс оберегов.

Следует отметить, что нами в Одоеве не обнаружены образцы зооморфных образов, однако можно встретить в оформлении фасада дома антропоморфные образы. Наиболее ярко это отмечается на доме №18 по Октябрьской улице, где окна вообще не украшены резьбой, но на причелину вынесен человеческий образ, «начинённый» различными магическими смыслами.

Прежде всего, человеческая фигура как в деревянной резьбе, так и в вышивке, сама по себе была связана с культом предков, с богами Родом и Рожаницей. Помещение её на доме означало поклонение, с одной стороны, царству мёртвых, ушедших из этого мира, а с другой – утверждение родственности человека с богами, с рождением новой жизни. При этом, такая фигура, несомненно, выполняла охранную миссию, призывала на дом благо, на поля – плодородие и отгоняла злые силы.



















25. Ул. Октябрьская, 18. Антропоморфные образы.

В позднем строении на Октябрьской, 18 изображён образ с большой круглой головой, от которой отходят лучи, – это символ солнца в зените. Кроме того, можно предположить, что две округлости рук как бы держат две фазы солнца – на рассвете и на закате. Два отверстия в голове и на груди могут обозначать капли влаги. Это традиционная символика, отражённая довольно своеобразно. В целом же здесь можно говорить об образе берегини, охраняющей дом от злых духов. Широко расставленные ноги свойственны образу рожаницы – небесной богини, проливающей воды на поля. В целом же здесь можно говорить об образе берегини, (СМ!) охраняющей дом от злых духов.

Что удивительно, что в нижней части причелины можно рассмотреть плохо сохранившийся образ ребёнка, сделанного почти реалистически. К сожалению, он сохранился не очень хорошо, и потому кажется какой-то случайной деталью. Такой образ в принципе не вписывается в старые традиции. Возможно, это дитя воплощало в себе идею продолжения жизни предков.

Кроме того, в резьбе при оформлении фасадов жилищ в Одоеве используются и другие символические фигуры. Так, например, на нижней части причелин в доме №71 по Пролетарской улице были украшения в виде S-образных знаков. Эти знаки имеют глубокие исторические корни, они встречаются в различных культурах с глубокой древности. Однако непосредственно в языческой славянской традиции в большинстве случаев это изображение ассоциируется с лебедем. Согласно традиции, днём солнце везли по небу кони, – и они помещались в верхней части наличника или в качестве консолей под карнизом, а ночью – птицы и чаще всего лебеди – и они помещались в нижней части наличника или внизу причелины [4].

Интерес представляет украшение, помещенное на причелине дома №9 по Октябрьской улице. Оно выполнено глухой резьбой на довольно массивной доске и расположено на причелине, заполненной знаками обильных «хлябей небесных». И кажущийся орнаментом рисунок этого украшения на самом деле символизирует накопление вод с высей и орошение ими земли с помощью женской груди. Верхняя часть как бы собирает влагу: отверстия в данном случае – это капли, плавные очертания орнамента – потоки воды. А нижняя часть источает эти воды (через овальные заострённые книзу фигуры, ассоциирующиеся с женской грудью).













26. Ул. Октябрьская, 9. Причелина, нижняя часть, под небесными водами.



ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] См. Рыбаков Б.А. Макрокосм в микрокосме народного искусства. – «Декоративное искусство», 1975, №3, с. 38-43

[2] С.В. Рябчиков. Славянская знаковая система: новые источники. Этножурнал. http://www.ethnonet.ru/lib

[3] http://www.ta1.ru/home/4398.htm

[4] В данный момент эти накладные украшения не сохранились. Последний из них обнаружен нами уже на земле под причелиной.

Сайт управляется системой uCoz